ВЕРНЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА

К 120-летию со дня рождения

М.И. Кошкина — конструктора танка Т-34

 

Михаил Ильич Кошкин советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34начальник Конструкторского Бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода Герой Социалистического Труда

     Родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги, Ярославской области. Окончил в 10-летнем возрасте 3 класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву и устраивается на кондитерскую фабрику. В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаил Кошкин призывается в Русскую императорскую армию, попадает на Западный фронт, где воюет в составе пехотного полка. В апреле 1918 года, залечив полученное ранение, добровольцем уходит в сформированный  Московский железнодорожный отряд РККА. Участвует в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в Россию.

     После демобилизации с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, затем  в Москве Коммунистический университет. После окончания университета успешно руководит кондитерской фабрикой в город Вятка. С 1925-по 1929 годы — на партийной работе. Михаила Кошкина могла ждать блестящая партийная карьера, однако он отправляет письмо Сергею Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования. В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский технологический институт. В 1934 году защищает диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов». С 1934 года  трудится в КБ Ленинградского завода имени С.М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В апреле 1936 года М.И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награждается Орденом Красной Звезды.  В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР —  Г.К. Орджоникидзе,  принимает решение о переводе конструктора М.И. Кошкина в Харьков с учётом его деловых качеств и личного стремления создать быстроходный средний танк, пригодный для крупносерийного производства.

     В сентябре 1939 года на Кубинке вместе с перспективными танками других заводов с большим успехом прошёл показ «Т-32», который произвёл впечатление на присутствующих необычно красивой формой и отличными ходовыми качествами.

     Начавшаяся Советско-финская война 1939—1940 показала недостаточную оснащенность РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование «Т-32» активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой и  увеличением толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно. М.И. Кошкин и конструкторы его КБ работают напряжённо, целыми днями пропадая на работе. Объём работ был значительным, в результате всех модернизаций масса возросла на 6 тонн, усилен гусеничный движитель, увеличились габариты, перерасчёт конструкции и чертежи делались заново.

     Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года, «Т-34» с толщиной брони 45 мм был принят на вооружение Красной Армии. 10 февраля 1940 года изготовлены два первых «Т-34» и начаты их испытания. В Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах, как ответственный представитель завода. От Харькова до Москвы 750 км и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Танк «Т-34» был рекомендован для немедленной постановки на производство.

     Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина. Простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий, где скончался 26 сентября 1940 года, Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. До сегодняшнего дня могила не сохранилась.

     Имя М.И. Кошкина увековечено в названиях улиц, памятниках, мемориальных досках, в литературе и кинофильмах, серии памятных почтовых марок СССР. Вся  жизнь Михаила Ильича Кошкина олицетворение трудовой славы и гордости России, достойный пример беззаветного служения Родине. Ветераны «Российского Союза ветеранов» с теплотой и сердечностью вспоминают  великого русского конструктора в день его славного 120-летнего юбилея.

 

Выпускник  Дальневосточного танкового училища, 1962 года

Генеральный инспектор Министерства обороны Российской Федерации

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР –

Первый заместитель Министра обороны СССР 1988-1991 гг.

Председатель Российского Союза ветеранов

генерал армии

М.А. Моисеев

Читайте также: