В Москве открыли памятник командующему ВДВ СССР Василию Маргелову

Василий Филиппович Маргелов – личность легендарная. Наверное, ни об одном военачальнике не написано столько воспоминаний. Множество удивительных историй, рассказывающих о беспредельной отваге и находчивости «бати», как уважительно благодарно называло своего командира не одно поколение «голубых беретов», передается из уст в уста, от поколения к поколению. Вот одна из них…

  Отечественную войну генерал Маргелов закончил не девятого, как большинство ее участников, а 10 мая 1945 г. блестящим бескровным пленением трех отборных немецких дивизий СС: «Мертвая голова», «Великая Германия» и 1-я полицейская дивизия СС. Поступил боевой приказ: на границе Австрии с Чехословакией три дивизии СС и остатки других соединений, в том числе «власовцы», хотят сдаться в плен американцам, необходимо взять их в плен, в случае сопротивления – уничтожить. Командир дивизии с несколькими офицерами на «виллисе» поехал прямо в расположение противника. Сопровождала его батарея из трех 76_мм пушек. Прибыв на место, он приказал командиру батареи: «Установить орудия прямой наводкой на штаб врага и через 10 минут, если я не выйду, открыть огонь по штабу». И неожиданно для своих и вражеских солдат громко приказал находящимся неподалеку эсэсовцам:

    — Немедленно проведите меня к вашим командирам, имею полномочия от вышестоящего командования на ведение переговоров.

    В штабе противника он потребовал немедленной безоговорочной капитуляции, обещая взамен сохранить жизнь, награды. «В противном случае обещаю полное уничтожение с использованием всех огневых средств дивизии», – закончил он свою недолгую речь.

    Видя полную безнадежность своего положения, эсэсовские генералы вынуждены были пойти на капитуляцию, подчеркнув, что сдаются только такому дерзкому и боевому генералу.

    В 1954 г. Маргелов был назначен командующим Воздушно-десантными войсками.

    С его приходом ВДВ просто преобразились. Под его личную ответственность было внедрено десантирование воинов внутри боевых машин БМД-1 –«Кентавр» и «Реактавр». С поступлением на вооружение Воздушно-десантных войск боевых машин БМД-1 экипажи (по 7 человек в каждой машине) выпрыгивали на парашютах вслед за своими боевыми машинами после выхода их из самолета. При десантировании же нескольких машин экипажи рассеивались на расстоянии до 5 км, а каждый член экипажа должен был найти именно свою машину. Прошедший тяжелыми дорогами нескольких войн, командующий ВДВ прекрасно понимал, что при таком разбросе десантников от своих машин боевая задача может оказаться невыполнимой. Противник успеет уничтожить большую часть десанта сразу после приземления, до того как тот укроется за броней и сможет открыть огонь по противнику. Поэтому он предложил такой кардинальный способ решения задачи – десантирование экипажа внутри боевых машин. Такое десантирование исключало применение членами экипажей личных парашютов. Ведь в случае отказа грузовой парашютной системы десантники все равно не успели бы покинуть машину. А другие средства спасения, например, катапультные установки, разместить просто невозможно – не хватало внутреннего объема. Он понимал, что затея сложная и крайне рискованная… Надежность систем была в тысячу раз меньше, чем у личных парашютов. Но этот новый, революционный способ десантирования экипажей внутри БМД-1 резко повышал боеготовность войск. Маргелов считал, что он должен был быть внедрен в ВДВ как можно быстрее. Испытывать нововведение генерал доверил своему сыну Александру Маргелову.

Журнал «Воинское Братство» №6/2006

Материал подготовил 

Игорь СУСЛОВ

 

Читайте также: